Секреты Мейсенского фарфора или первый фарфор в Европе

2.5.2011 22:51| Разместил: MEINLAND| Просмотров: 6800| Комментарии: 0

Описание: Мейсенский фарфор. «Синие мейсенские мечи» - один из самых старых логотипов в мире, известный с 1722 года! В наши дни мейсенский фарфор создают восемьсот лучших мастеров по фарфору. Особенно дорогие штучные изделия, выпускаемые в единичном экземпляре. Ювелирная работа художников по нанесению и золочению рисунка на один такой предмет требует до пяти недель! Мейсенский фарфор навсегда занял достойное место в мировом культурном наследии.
Зарождение и история Мейсенского фарфора.

В первой половине XII века по указу маркграфа Конрада Великого началось освоение земель вокруг небольшого города Майсен, основанного правителем Саксонии Генрихом Первым Птицеловом. Как всякий город, формировавшийся в период раннего средневековья, Майсен (или как ещё говорят, Мейсен) постоянно перестраивался. Альбрехтсбург – третья по счёту городская крепость, выстроенная в позднеготическом стиле. Огромные залы крепости оформлены скульптурами и картинами. Мозаичный пол, всё внутреннее убранство соответствует представлению о том, какой должна быть резиденция курфюрста. Права на ношение титула курфюрстов саксонские маркграфы получили в 1485 году. До самого конца XV века Альбрехтсбург принадлежал династии Веттинов.


В начале XVIII века замок стал местом заточения алхимика Фридриха Бетгера, работавшего над созданием «философского камня».Дело в том, что курфюрст Фридрих Август Сильный надеялся таким образом пополнить свою оскудевшую казну. Конечно, рецепт философского камня не был найден. Но Фридрих Бетгер нашёл куда большую ценность! В 1708 году в Дрездене вместе с Вальтером фон Чирнхаузом, который владел стекольными заводами и занимался изготовлением линз, Бетгер получил первый в Европе фарфор. (Все знают, что тончайший китайский фарфор был редкостью невероятной и стоил баснословно дорого. А за секрет его производства можно было поплатиться жизнью.) Полученный мейсенский фарфор своими свойствами очень напоминал китайский, который тоже имел в своём составе каолин и полевой шпат.
Открытие Фридриха Бетгера было по достоинству оценено курфюрстом, и уже через два года в Альбрехтсбурге начала работу первая в Европе мануфактура по производству фарфора. Теперь крепость защищала тайны производственные. Здесь, практически в полной изоляции от мира, жили все, кто хоть каким-нибудь образом имел отношение к секретам Мейсенского фарфора. Гениальный алхимик стал директором мануфактуры, но ни радости, ни известности ему это не принесло. До самой смерти он был самым охраняемым лицом и, фактически, узником курфюрста Фридриха Августа Сильного. Фридрих Бетгер умер на тридцать седьмом году жизни. По версии историков причиной смерти могли стать пары ядовитых веществ, с которыми экспериментировал Бетгер.
Мода на фарфор из Саксонии быстро распространилась по всей Европе. Считается, что Жан Этьен Лиотар в своей знаменитой работе «Шоколадница» изобразил предметы именно из Мейсенского фарфора.



В Майсене рядом со входом в кафе «Цигер» находится странный предмет, похожий на огромный пустой пельмень. Это фуммель. Кондитеры утверждают, что эта воздушная и очень хрупкая выпечка имеет свою историю, тесно связанную с историей саксонского фарфора. Из Майсена в Дрезден новости о работе мануфактуры доставлял доверенный человек. И всё было бы хорошо, если бы гонец не был пристрастен к выпивке. В 1710 году курфюрст поручил мейсенским кондитерам к каждой поездке гонца готовить хрупкий фуммель, который довести до Дрездена в целости и сохранности можно только на вытянутой руке! А раз так, то выпивоха не мог добраться до бутылки.


Прошло полтора века. С появлением паровых машин расширилось производство, для нового оборудования понадобились новые корпуса, в которые и сегодня не так просто попасть. До наших дней процесс смешивания красок – тайна за семью печатями. Известно только, что всё делается вручную по рецепту, которому не одна сотня лет! На сегодняшний день при производстве саксонского фарфора используются около десяти тысяч тонов красок! Расписывают изделия после первого обжига. Художники работают с точностью и осторожностью хирурга, ведь глина, обожжённая один раз, очень хрупкая. В этот момент наносятся и знаменитые «синие мейсенские мечи» - самый старый логотип в мире, известный с 1722 года! После росписи наносится глазурь, которая закрепится при повторном обжиге. В наши дни мейсенский фарфор создают восемьсот лучших мастеров по фарфору. Особенно дорогие штучные изделия, выпускаемые в единичном экземпляре. Ювелирная работа художников по нанесению и золочению рисунка на один такой предмет требует до пяти недель!


Кто хоть раз бывал в Музее Майсенской мануфактуры, не забудет эту экскурсию никогда. Здесь каждый период работы отмечен особыми экспонатами. В XVIII веке в Европе были популярны восточные мотивы. Фигурки китайцев представляют эту эпоху. Чуть позже появились фигурки ремесленников, торговцев. Интересен «
Обезьяний оркестр» (автор Йохан Иоахим Кёндлер), его вполне можно назвать басней в фарфоре. Есть в музее блюда, роспись которых похожа на чеканку и резьбу турецких подносов.Художественная роспись фарфора очень разнообразна. Она представляет самые различные направления от барокко до модерна.

В Россию саксонский фарфор попал в 1745 году. В качестве свадебного подарка по случаю бракосочетания будущего императора Петра Третьего и Софии Фредерики Августы фон Анхальт-Цербской, будущей императрицы Екатерины Второй, ко двору был доставлен сервиз в тысячу предметов с растительным орнаментом и изображением царского герба и ордена Святого Андрея Первозванного.


В 1772 году на Майсенскую мануфактуру от самой Екатерины Второй поступил «Большой русский заказ» - сорок аллегорических фигурок, изображающих различные науки и искусства, для оформления «фарфорового кабинета» в Ораниенбауме.


После гастролей русской балетной труппы Дягилева в Берлине в 1912 году Пауль Шойрих создаёт фарфоровые статуэтки персонажей из балета «Карнавал». Удивительная пластика фарфора навсегда запечатлела одухотворённые моменты постановок Русского балета начала ХХ века.


 В 2010 году Мейсенской мануфактуре исполнилось триста лет. За эти годы многими поколениями специалистов и художников уникального предприятия была проделана колоссальная работа по усовершенствованию технологии производства фарфора и поиску новых направлений в изобразительном искусстве. Проходят годы, меняются вкусы людей, но хочется верить, что Мейсенский фарфор навсегда занял достойное место в мировом культурном наследии.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter!

1

2
1

3

4
1

5+

Оценки пользователей портала (2 Человек):

Похожие статьи

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТАТЬЕ

Реклама|Теги|Карта XML|Карта форума|Архив|Обратная связь|

GMT+2, 5.12.2016 02:33


© 2010-2016 MeinLand.ru



Вернуться к началу