Мерседес, Бенц, Даймлер, Майбах, Дизель, Порше - немецкие имена, без упоминания которых невозможно говорить об истории автомобиля, который был создан в конце ХIХ века в Германии. Сегодня на дорогах мира - миллиард машин. История современного автомобиля началась 29 января 1886 года, когда инженер Карл Бенц (Karl Benz) зарегистрировал в Мангейме (на юге Германии) свой патент на Tricycle - самодвижущийся трехколесный экипаж. Он имел ДВС мощностью 0,8 л.с., который заводили, вращая рукоятку. Моторная коляска двигалась со скоростью 18 км/ч.
Практически одновременно с Бенцем, но независимо от него, инженер Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler), живший в Штутгарте (также на юге Германии), придумал самодвижущийся экипаж на четырех колесах. Мотор для него разработал инженер Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach).
Нефть ведет к успеху Он взял за основу двигатель внутреннего сгорания, созданный немецким конструктором Николаусом Аугустом Отто (Nikolaus August Otto) и запатентованный уже в 1876 году. В 1892 году появился второй из наиболее популярных двигателей - дизельный. Он имеет более высокий КПД, чем двигатель Отто. Его создал еще один знаменитый немецкий инженер - Рудольф Дизель (Rudolf Diesel).
Все эти изобретатели и инженеры конкурировали друг с другом. К началу ХХ века в мире было 75 автостроительных фирм, которые выпустили в общей сложности 4192 авто. Среди них было 1688 паровых, 1575 электрических и лишь 929 бензиновых.
Первый рекорд скорости был установлен, кстати, на электромобиле. В 1901 году он достиг скорости 100 км/час. Только в начале 20х годов ХХ века стало ясно, что победу одержал бензиновый мотор. Причиной тому стало широкое использование нефти. Электродвигатели не могли конкурировать с дизельными и бензиновыми моторами из-за малой емкости и большого веса аккумуляторов. Эта проблема не решена до сих пор.
Ford делает авто массовым
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Ford T Но массовое производство автомобилей было бы невозможно, если бы американец Генри Форд не придумал в 1913 году конвейерную сборку. Форд понимал, что только так можно сделать машину доступной "маленькому человеку". Такой общедоступной моделью стал Ford T. На рынок он вышел уже в 1908 году. Изобретение Форда нередко критиковали за то, что люди, работающие на конвейере, вынуждены бесконечно повторять незамысловатые операции, превращающие их в "автоматов". Слово "фордизм" стало ругательным. Но Генри Форд платил своим рабочим так, что они могли себе позволить покупать машины собственного производства. Кроме того, благодаря конвейеру, на заводе Форда был сокращен рабочий день.
Модель Т выпускалась практически в неизменном виде до 1927 года. С конвейера сошло 15 млн экземпляров. Этот рекорд оставался непревзойденным на протяжении 45 лет.
Объединение Daimler и Benz
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Первый Mercedes В 1926 году компании Daimler и Benz заключили альянс, хотя их основатели лично никогда не встречались. Автомобили, выпускаемые совместным предприятием, носят имя Mercedes-Benz. Оно впервые появилось на машинах Daimler-Motoren-Gesellschaft в 1902 году. Имя "Мерседес" машине было дано в честь дочери одного из главных дилеров компании.
После объединения фирм слились воедино и их фирменные гербы: трехлучевая звезда Mercedes была "вплетена" в лавровый венок компании Benz. Покупку машины этой марки могли себе позволить лишь избранные. Как впрочем и автомобили почти 90 производителей, существовавших в Германии после Первой мировой войны.
Porsche и VW
С таким положением вещей не мог смириться австрийский инженер Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Именно он был первым, кто поставил на автомобиль электродвигатель, создал полноприводные модели и даже гибридный двигатель. Из-за высокой стоимости до серийного производства эти разработки так доведены и не были. Какое-то время Порше работал главным конструктором в компании Daimler.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Фердинанд Порше с сыном в 1950 году около спортивного Porsche Но там ему стало тесно, и в 1930 году он основал в Штутгарте свою компанию - Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH. Порше, как и Форд, поставил перед собой цель создать массовый - народный - автомобиль Volkswagen. В 1934 году Порше заключает с правительством договор о реализации этого проекта, который пыталось использовать в пропагандистских целях нацистское руководство. В 1937 году "народный автомобиль" получает свою окончательную форму и в 1следующем году начинается его выпуск. Для этого на севере страны был построен завод и город, в котором жили рабочие и инженеры. Однако в 1940 году завод переводят на выпуск военной техники. За годы войны союзническая авиация превратила завод в руины. Но уже вскоре после окончания Второй мировой там возобновляется производство, а к 1949 году было выпущено уже 50 тысяч машин слегка видоизмененного послевоенного образца.
"Жук" становится миллионером
Эта машина была получила название Käfer - "Жук" - и стала самой популярной в мире, обогнав фордовскую модель Т. "Жук" завоевал репутацию "неубиваемой", доступной и компактной машины: длина - 4 м, двигатель - 4-цилиндровый с воздушным охлаждением - был расположен сзади.
5 августа 1955 был с конвейера сошел миллионный Käfer. А к 1972 году их было уже 15 миллионов. Правда, с этого года "Жуки" выпускались только в Мексике. 30 июля 2003 года с конвейера сошел последний Käfer с порядковым номером 21.529.464. Сейчас он стоит в музее Volkswagen (VW) в Вольфсбурге.
Глобализация и автомобиль
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: 2011 год: Шеф Daimler Дитер Цетше представляет перспекивную модель в Детройте Автостроители - наиболее последовательные сторонники глобализации. Уже в 1925 году Форд для того, чтобы приблизить производство к потребителю и сэкономить на перевозках, открывает заводы в Германии - сначала в Берлине, а в 1931 году и в Кельне. Opel, ставший к концу 20-х годов крупнейшим автостроителем Германии, в 1931 году переходит в собственность американского концерна General Motors.
Сегодня Daimler, с которого началась история автомобиля в его нынешнем виде, продолжает выпускать машины Mercedes-Benz и входит в число 15 крупнейших автостроителей мира. Концерн Volkswagen, которому со временем стали принадлежать такие немецкие бренды, как Audi и Porsche, занимает сейчас третье место в мире по объему производства после Toyota и General Motors, но намерен в ближайшие годы их обогнать.
Готфрид Даймлер был уверен, что в мире никогда не будет больше миллиона автомобилей, поскольку для этого не хватит даже шоферов. В январе 2010 года с конвейеров сошло 60 млн машин, а в 2011 будет выпущено не менее 67 млн. Всего, по оценкам экспертов, по дорогам мира сейчас колесит без малого миллиард автомобилей.
Автор: Клаус Ульрих / Виктор Агаев |
© 2010-2018 MeinLand.ru