Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) В начале 1703 года Бах получает работу при дворе веймарского герцога, и уже через семь месяцев молодого виртуозного исполнителя пригласили в Арнштадт, в церковь Святого Бонифация на должность смотрителя органа. В те времена Церковь и аристократия высоко ценили музыкантов, поэтому Бах получил солидное жалование, а свободное время и хорошее состояние органа дали возможность создавать новые произведения. И всё было бы хорошо, если бы не конфликт с церковным руководством. Бах был недоволен подготовкой местных хористов, а его начальство возмущалось «новыми веяниями» в хоральном сопровождении. В 1706 году Бах принимает предложение занять место органиста в церкви Святого Власия в городе Мюльхаузен на севере страны. Здесь он начинает работу по реставрации органа, а к инаугурации консула пишет кантату «Господь — мой царь». Веймарский период (1708—1717) принёс миру большое количество оркестровых произведений, благодаря тому, что Бах мог свободно пользоваться услугами придворного оркестра. В 1713 году наследный герцог Иоганн Эрнст, который сам был прекрасным музыкантом, привёз из Италии ноты концертов Корелли и Вивальди, и у Баха появилась идея переложить эти произведения для клавесина и органа. В 1717 году от дрезденского концертмейстера Волюмье Бах получил приглашение принять участие в музыкальном состязании с известным французским исполнителем Луи Маршаном, но в назначенный день выяснилось, что Маршан тайно покинул Дрезден, и к огромной радости слушателей Бах один сыграл целый концерт! В ноябре 1717 года Бах перешёл на службу к князю Ангальт-Кётенскому. Новый период творчества композитора отмечен появлением светских произведений, так как князь не приветствовал исполнение утончённой церковной музыки. Знаменитые «Бранденбургские концерты» были написаны именно в это время. В 1723 г. в Лейпциге, в церкви Святого Фомы состоялось первое исполнение «Страстей по Иоанну». В этом же году Бах становится «музыкальным директором» городских церквей, но какой почётной ни была эта должность, местные власти не оказывали помощи в организации оркестровых концертов, и маэстро был вынужден дополнительно работать на свадьбах и похоронах, чтобы самостоятельно нанимать музыкантов. Светская музыка всё больше захватывала композитора, в марте 1729 года Бах возглавил «Музыкальную коллегию» (Collegium Musicum) – ансамбль, основанный его старым другом Георгом Филиппом Телеманом. Регулярные выступления коллектива проходили в знаменитой сегодня кофейне Циммермана, неподалёку от Рыночной площади. Хозяин кофейни лично приобрёл для ансамбля несколько инструментов и предоставил для концертов большой зал. Произведения, написанные в 1730-1750 годах, впервые были исполнены именно в заведении Циммермана, среди них знаменитая «Кофейная кантата». Бах постепенно терял зрение, но продолжал сочинять музыку, близкие помогали ему, записывая ноты под диктовку. В 1750 году Бах перенёс две операции, но победить слепоту так и не удалось. Вдруг, 18 июля композитор неожиданно прозрел, к сожалению, чудо было очень недолгим, к вечеру у него случился паралич. Иога́нн Себастья́н Бах умер 28 июля и был похоронен рядом с церковью Святого Иоанна, в которой он служил целых 27 лет. 28 июля 1949 года останки композитора были перезахоронены в церкви Святого Фомы. Вот уже три века творчество этого великого композитора продолжает оказывать огромное влияние на музыкальный мир, а его произведения до сих пор служат базой для обучения будущих исполнителей классической музыки. Музыкальное наследие, оставленное мастером, довольно велико: Бах написал свыше тысячи произведений, а мировая история музыки нового времени до сих пор делится на два периода: до- и послебаховский. |
© 2010-2018 MeinLand.ru