К сожалению, рассмотрение протеста (Widerspruch)
против негативного для гражданина решения ведомства (в том числе,
социального) не всегда завершается в пользу последнего. Если то или иное
ведомство считает протест необоснованным и отклоняет его, то податель
протеста получает т.н. «Widerspruchsbescheid», т.е. решение об
отклонении протеста. В данном случае существует возможность обратиться в
компетентный суд и в установленный законом срок обжаловать данное
решение административного ведомства. Право судебной защиты граждан от
административных действий, не согласующихся с законом, закреплены в
Основном Законе ФРГ (Art. 19, 20 GG). Рассмотрение жалоб, связанных с
вопросами социального страхования (пенсионного, медицинского,
страхования от безработицы, несчастных случаев, нуждаемости в уходе) и
социального обеспечения (социальной помощи, базового обеспечения, ALG
II, Erziehungs- Eltern- und Kindergeld) находится в компетенции
Социального суда по месту жительства (Sozialgericht). Рассмотрение
споров между государством и гражданами в вопросах государственной
поддержки на получение образования (Ausbildungsförderung), помощи детям и
молодежи (Jugendhilfe), иностранного права (Ausländerrecht) и ряда
других проблем (Wohngeld, Unterhaltsvorschuss) находится в юрисдикции
Административного суда (Verwaltungsgericht). Процедура рассмотрения
жалоб регулируется, соответственно, Законом о социальном суде
(Sozialgerichtsgesetz) и Административно-процессуальным кодексом
(Verwaltungsgerichtsordnung).
Основные виды исков (жалоб) и заявлений
- Иск об оспаривании административного решения или отклонения
протеста (Widerspruchsbescheid) - Anfechtungsklage. Целью иска является
отмена или изменение негативного решения какого-либо ведомства
(Aufhebung bzw. Änderung des belastenden Verwaltungsaktes).
Так же,
как и протест (Widerspruch), жалоба (Klage) должна быть подана в суд
письменно или под протокол в течение одного месяца после ознакомления с
отклонением протеста (§§ 74, 81 VwGO, §§ 87, 90 SGG). Исключением
является срок подачи жалоб на решение по Закону о процедуре
предоставления политического убежища (Asylverfahrensgesetz), который
составляет две недели. - Иск о принуждении к выполнению обязательств - Verpflichtungsklage.
Целью данного иска является обязать административное учреждение принять
позитивное для гражданина решение, в том случае, если ведомство
отклонило заявление, отказывается принять какое-либо решение
(Weigerungsklage) или вообще бездействует (Untätigkeitsklage)
- Ходатайство о принятии временного (предварительного) постановления,
немедленно вступающего в силу - Antrag auf einstweilige Anordnung.
Правовой основой подачи данного заявления являются § 123 VwGO, § 86 b
SGG. Так как рассмотрение жалоб в социальном суде может длиться годами,
гражданам в особых, не терпящих отлагательств и длительного ожидания
случаях предоставляется возможность получить быстрое решение суда,
защищающее их права. Если, например, по тем или иным причинам ARGE
отказывается выплачивать ALG II, то в некоторых случаях суд может
вынести временное постановление, немедленно вступающее в силу
(einstweilige Anordnung, § 86 b SGG) и обязать ведомство выплачивать
заявителю пособие (часто не в полном размере) до окончательного
рассмотрения обстоятельств дела.
- Ходатайство о приостановлении исполнения решения (Antrag auf
Aussetzung der sofortigen Vollziehung) или ходатайство о назначении
отлагательного действия (Anordnung der aufschiebenden Wirkung). В особых
случаях суд по заявлению может приостановить немедленное исполнение
решения ведомства или отложить его на определенный срок (на основании §
86 b SGG), если у суда имеются сомнения в правомерности принятого
ведомством решения.
Рассмотрение жалоб в суде
Обратим внимание на важное изменение в положении о
подаче протестов против решений ARGE и других ведомств, отвечающих за
выплату Пособия по безработице 2 (ALG II). Ранее подача протеста против
решения ARGE (например, о возврате ранее выплаченного пособия) не могла
отсрочить необходимость исполнения этого решения. С недавнего времени
протест получил т. н. «отлагательную силу» (aufschiebende Wirkung). Это
означает, что при подаче протеста и до окончательного решения по нему
получатель помощи может не выполнять решение ведомства (например, не
возвращать немедленно пособие).
Рассмотрение жалоб в административном и социальном
судах по указанным в начале данной статьи вопросам (социальное
страхование и обеспечение, помощь детям и молодежи, права инвалидов,
денежные выплаты соискателям политического убежища и пр.) не облагается
судебной пошлиной (Gerichtskostenfreiheit). Правовой основой являются в
данном случае § 188 VwGO, § 192 SGG. В административных и социальных
судах (включая и земельные социальные суды) граждане могут представлять
свои интересы самостоятельно и не обязаны иметь адвоката. Однако, они
обязаны быть представлены адвокатом в процессах в сфере семейного права
(Familiengericht) и в судах второй инстанции (Landgericht). Кроме того,
за рассмотрение дел из области частного права в судах первой инстанции
(Amtsgericht) и вышестоящих судах взимаются судебные пошлины,
рассчитывающиеся от суммы иска (Streitwert). Также и гонорар адвоката
зависит от суммы иска, либо определен законом, как в случае
представления адвокатом интересов своего клиента в социальном суде.
Размеры судебных пошлин и гонораров адвоката регулируют Закон о судебных
расходах (Gerichtskostengesetz) и Закон об оплате услуг адвокатов
(Rechtsanwaltsvergütungsgesetz).
Для малоимущих граждан законодательство
предусматривает возможность получения бесплатной юридической
консультации (Beratungshilfe), а также предоставления помощи по ведению
судебного процесса (Prozesskostenhilfe), о чем мы уже писали подробно в
одной из наших предыдущих статей. В заключение отметим, как обычно,
что данная статья носит общий информационный характер, не учитывает
особенности частных случаев и не может заменить консультацию адвоката
или консультанта по социально-правовым вопросам для мигрантов.
Александр Стернин, Лейпциг
Источник: Портал exrus.eu
|