Адвокат Томас Пуэ, Fachanwalt für Verwaltungsrecht, Fachanwalt für Sozialrecht
Высший административный суд земли Северный Рейн – Вестфалия, как один из
важных судов в области немецкого административного права уточнил
правила присвоения немецкого гражданства гражданам Украины. Это решение
по конкретному делу можно считать руководящими судебными указаниями для
земельных ведомств по сходным обстоятельствам. Эти указания обязательны
на территории судебного округа этого суда (вся земля Северный Рейн –
Вестфалия) и могут служить руководством по аналогичным ситуациям в иных
судебных округах. К сожалению, не все ведомственные чиновники знают и
руководствуются этими указаниями в своей повседневной практике.
Конкретно речь идёт о границах собственных усилий по выводу
из
украинского гражданства. Священной коровой немецкого законодательства о
гражданстве является требование сложения прежнего гражданства в качестве
условия натурализации в ФРГ. Законодатель считает многократное
гражданство вредным для социальных отношений в Германии. На практике
двойное гражданство широко распространено, здесь я думаю о детях из
бинациональных браков и поздних переселенцах. Фактически в Германии
проживают миллионы жителей с несколькими гражданствами, что, очевидно,
не представляет опасность для государства. Но теперь к обстоятельствам.
Президентская комиссия
Украинская истица 1964 года рождения ходатайствовал в 2001 году о
приёме в немецкое гражданство. Приём был обусловлен выходом из прежнего,
украинского гражданства. После консультации специализированных юристов
истица указала инстанциям на автоматическую утрату украинского
гражданства по факту натурализации в качестве гражданки ФРГ. Сходные
предписания знают многие правовые системы, в том числе и германское
законодательство. Следовательно, логически выводила истица, она не
обязана лично выходить из украинского гражданства. Она теряет его
автоматически, что и требует закон.
Преимущества этого пути очевидны. Не надо ходатайствовать о выводе из
украинского гражданства и проходить многотрудную процедуру рассмотрения
президентской комиссией. Достаточно известить украинские власти о приеме
в немецкое гражданство и потребовать исполнения украинского
законодательства о выводе из гражданства.
Верховный административный суд не последовал напрямую логике истицы. Он
согласился, что буква украинского закона о гражданстве автоматически
выводит из украинского гражданства натурализованных в иных странах
персон. Суд, однако, указал на указ особой комиссии при президенте
Украины как зримом окончании украинского гражданства. Истица должна
инициировать и пройти эту формализованную процедуру. Так что одна только
ссылка на украинский Закон о гражданстве не соответствует требованиям
немецкого законодательства о гражданстве.
Критерии произвола
Всё же, цитируемые мной судебные указания позитивны для
заинтересованных лиц. Высокий суд указал, что украинское государство
зачастую произвольно и необоснованно возводит слишком высокие
бюрократические барьеры для выхода из украинского гражданства. Немецкое
законодательство о гражданстве позволяет отказаться от требования выхода
из прежнего гражданства к попавшим в бюрократическую машину заявителям.
Это означает, в процедуре приобретения
немецкого гражданства
бюрократический произвол властей Украины чётко реализуем для невыхода
из украинского гражданства. Собственно, это положение немецкого закона
было известно и ранее. Отказ властей страны гражданства удовлетворить
законные претензии заявителя, выставление очевидно невыполнимых
требований, произвольная и отличающаяся от общепринятой трактовка
закона, упорное молчание, не обработка заявлений и обращений, - всегда
признавались уважительными причинами невыхода. Но только сейчас высокий
суд определил критерии бюрократического произвола конкретно для Украины.
Не регистрация в консульской службе
Особенностью случая являлась не регистрация истицы в качестве
постоянно проживающей в Германии гражданки Украины. Поэтому украинские
власти указали ей на необходимость регистрации, после чего украинское
дипломатическое представительство в Германии сочтёт себя компетентным
ведомством принятия заявления о выходе из гражданства Украины. Сходные
правила известны во многих постсоветских республиках. Немецкие правоведы
дискутируют, - считать ли этот порядок неоправданно высоким
административным барьером или необходимым государственным учётом своих
граждан?
Верховный административный суд счёл невыполнимым требование
украинских властей к истице пройти процедуру регистрации в консульстве
Украины. Это требование украинских властей было предварительным условием
подачи в президентскую комиссию ходатайства о выводе из украинского
гражданства. Суд ссылался на недостроенность правовой системы Украины и
де-факто отсутствие в республике правовых отношений между системой
власти различных уровней и простыми гражданами. Суд указал на
существенное расхождение между демократической буквой закона и его
практическим выполнением. Суд критиковал работу украинских
дипломатических представительств в ФРГ, по его мнению, оные недостаточно
соблюдают украинское законодательство и произвольно обращаются со
своими гражданами. Суд счёл процедуру регистрации резидентов Германии с
украинским гражданством в консульском отделе Украины настолько
затруднительной, громоздкой и длительной, что она практически
невыполнима. Особенно для работающих лиц.
По конкретным обстоятельствам дела суд счёл неисполнимым требование
украинских властей к истице выехать в Украину и там неопределенно
длительное время улаживать свои отношения с местными ведомствами. По
мнению суда, это могло занять годы, что полностью бы нарушило жизненные
отношения истицы в Германии. В общем, истица добилась реализации своего
иска.
Цитируемое мной судебное решение напрямую затрагивает граждан Украины
без консульской регистрации. Обозначенные судом общие критерии позволяют
выработать решения и для регистрированных граждан Украины, находящихся в
бесконечной процедуре разбирательства с властями своей страны. Здесь
помогут выработанные судом критерии. С их помощью можно отличить
обоснованные требования властей
Украины к своим гражданам соблюдать
регистрационный порядок, от произвола или неспособности украинских
властей выполнять свои служебные и конституционные обязанности.
Rechtsanwalt T. Puhe
Jahnstr. 17
60318 Frankfurt am Main
Тел.: 069 – 597 966 82
www.rechtsanwalt-puhe.de
Email:
kanzlei@rechtsanwalt-puhe.de
Несмотря на всю тщательность при подготовке материала, автор не
может взять на себя ответственность за полноту раскрытия сложной
юридической темы и актуальность представленного материала. Избежать
правового ущерба заинтересованные лица могут только посредством
своевременного обращения к специалисту за полноценной консультацией по
конкретным обстоятельствам их случая.
|